НОВОСТИ
  29.01.2020     14:45     Все




В прошлом году изменились нормы, определяющие режим труда и отдыха водителей в России, а также принципы контроля за соблюдением этих правил. И владельцам транспортных средств теперь необходимо тщательнее отслеживать работу водителей, вовремя получая всю информацию об их распорядке.

Что это значит, как организовать такой мониторинг и чем грозит несоблюдение нового законопроекта — обо всем этом читайте в нашем материале.

Что говорит закон?

Начнем с «матчасти»: что же же изменилось в законопроекте?

«Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 07.08.2019) утверждено Положение «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители)».

Другими словами, данное Положение регулирует, какое количество времени водитель имеет право работать без перерыва и обеда. Зачем это сделано? Для обеспечения безопасности пассажиров и сохранения здоровья и трудоспособности самих водителей ТС.

Каковы нормативы? Или сколько можно быть за рулем без отдыха?

Если обобщить имеющиеся в Положении требования к режиму рабочего времени, то получаем следующую картину:

— в сутки – 9 часов, при этом можно увеличить установленную норму до 10 часов, но не более 2 раз в течение одной недели;
— в неделю – 56 часов;
— в течение 2-х подряд недель (календарных) – не более 90 часов;

Отдых включает в себя обязательные перерывы:

— на маршруте – 45 минут после каждых 4 часов непрерывного управления ТС. Причем есть рекомендация это время делить на два перерыва: 30 и 15 минут;
— в сутки – 11 часов. Допущено сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз между еженедельным отдыхом;
— в неделю – еженедельный отдых, следующий за ежедневным, не менее 24 часов;
— в двухнедельный период – два еженедельных отдыха общей продолжительностью не менее 45 часов и не менее 24 часов каждый.



Нужна ли новая техника на ТС?

Да, нужна. Согласно законопроекту, для контроля и учета времени, проведенного водителем ТС за рулем, стало необходимо использование тахографа. И это требование обязано быть соблюдено.

А если нарушить закон?

Как прокомментировали сложившуюся ситуацию юристы нашей компании, несоблюдение утвержденных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 07.08.2019) Положения «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» влечет за собой ряд санкций как для водителей, так и для владельцев ТС. Предусмотрена следующая ответственность:

1) Штраф за режим труда и отдыха водителей, его несоблюдение и несоответствие установленным нормам составит:

— для водителей – от 3 000 до 5 000 рублей;
— для юридических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
— для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
— для должностных лиц – от 7 000 до 10 000 рублей.

2) Предусмотрена и административная ответственность за отсутствие тахографа. Размер штрафов при этом будет аналогичным.



Что делать?

Как владельцам транспортных средств защитить себя от административных штрафов и эффективно регулировать работу водителей? Ведь невозможно полагаться на добросовестность сотрудников: человеческий фактор — вещь не самая надежная. Тем более, что водителям порой невыгодно делать остановки для обеда или отдыха. И мы нашли ответ на этот вопрос.

Специалистами нашей компании создано универсальное средство контроля работы водителей. «Это новый справочник, где технологи будут создавать правила, согласно которым система будет проверять, насколько соблюдается штатное расписание. Например, по 15 приказу обед у водителей должен быть не позднее 17:00. Соответственно, мы задаем правило, работающее только на автобусах, городских и пригородных, указываем время. И если указанного события нет в расписании, то система будет подсвечивать его красным цветом, как нарушение. Также второе правило гласит, что непрерывная работа должна длиться не более 4 часов. А значит до обеда, 17:00 должен быть еще и перерыв водителя, минимум 15 минут», — прокомментировал нам работу новой системы один из ее разработчиков.
Отметим, что ограничения по времени в настройках нашей системы задаются. Есть у программы и такая «фишка», как объединение всех перерывов в одну группу. И у каждого перерыва есть свой приоритет. Так, перерыв с более высоким приоритетом может отменить перерыв с более низким. Объясним для наглядности: если обед у водителя начался до 16:00, то в таком случае непрерывную работу не более 4 часов, как того требует Положение, проверять уже не нужно.



Таким образом, устанавливая систему мониторинга работы водителей от АСК на ТС, можно полностью контролировать расписание водителей в режиме онлайн. Это защитит от нарушений графика работы и отдыха, а значит, позволит полностью выполнять требования нового Положения.