НОВОСТИ
  05.02.2020     11:35     Все

Сегодня хотим поговорить про шины для карьерных самосвалов. Штука эта очень дорогая. Стоимость одной может доходить до 1 миллиона рублей. И обычно, таких на самосвале 6 штук.
Ключевой параметр – ходимость. Измеряется в тысячах километров. И чем больше этот показатель – тем лучше. Чтобы этого достичь, принципиально важны 2 вещи: правильная эксплуатация и нормальные дороги.
Состояние дорог на разрезе – тема отдельного разговора, так как тут переплетается очень много факторов, а иногда и судеб. Расскажем лучше, как можно увеличить ходимость шин за счет изменения механики эксплуатации.

Ситуация

Парк карьерных самосвалов Белаз – 60 единиц. Занимаются перевозкой угля. Используют известные шины иностранного производства. С учетом их специфики работы и состояния дорог – средняя ходимость шины на старте составляла 76 тысяч километров. Руководством ставится задача увеличить ходимость на 10%.
Установили датчики давления в шинах и специальные мониторы в кабины водителей. Итог – средняя ходимость выросла до 83 тысяч километров. Обрадовались. Похвастались при случае коллегам по цеху – те сказали, что у них ходимость почти 89 тысяч. Расстроились.
Поставили новую задачу – увеличить ходимость до 90-95 – и пригласили нас для обсуждения вариантов решения.

Решение

Мы всегда начинаем с определения узкого места – что в текущей организации процесса не дает нужного результата. Как правило, после устранения такого ограничения существенный эффект виден сразу.

По итогам проведенного бизнес-аудита мы получили следующую картину:

• Большинство водителей во время смены не обращали внимание на показания монитора. Кто-то спешил выполнить побольше рейсов, кто-то «и так чувствовал, когда пора подкачать, зачем смотреть», кто-то просто забывал или «следил за дорогой»;
• Шинные мастера занимались перестановкой шин между осями самосвала без учета специфики его эксплуатации. Кто-то это делал по условным нормам (срокам), кто-то по внешним признакам «на опыте», кто-то использовал им же созданную статистику в эксель;
• В ночные смены количество подкачек шин почему-то было сильно больше, чем в дневные;
• Единого электронного архива данных по ходимости шин и условиям их работы не было. Факторного анализа не проводилось.

Качественный аудит – это больше половины успеха, так как становится понятно, что менять. Дальше инструменты изменений могут быть разные: организационные, хардварные, софтварные. Что применять в каждом конкретном случае решает владелец задачи, опираясь на свои компетенции, опыт и ресурсы. В подобных кейсах мы чаще всего реализуем следующий план мероприятий:

• Интегрируем установленные датчики контроля давления в шинах с системой мониторинга транспорта, которой пользуются диспетчеры клиента. Это позволяет получать данные о текущем состоянии каждой конкретной шины в режиме онлайн всем ответственным лицам, а не только водителю;
• Внедряем инструмент визуального контроля за перегрузкой самосвала в рамках заданных норм (собственный вес самосвала, допустимый вес перевозимой горной массы и коэффициенты нагрузки на оси). Это помогает контролировать случаи повышенного износа шины из-за лишнего веса на этапе погрузки;
• Автоматизируем генерацию и отправку тревожных уведомлений при наступлении каких-то событий (например, резкое изменение давления, длительное отсутствие подкачек и т.п.). Это помогает не смотреть постоянно в монитор, но при этом оперативно узнавать о триггерном событии и своевременно устранять проблему с шиной;
• Обеспечиваем сбор и хранение статистики по ключевым параметрам эксплуатации шины (давление, температура, где и когда стояла, отклонения от норм и т.п.). Это дает возможность контролировать и анализировать жизненный цикл шины за всю историю ее эксплуатации на разных самосвалах;
• Автоматизируем построение отчета по подкачкам, чтобы можно было в несколько кликов по выбранной технике за произвольный период понять, как и где они проходили.







Выгоды

Экономика окупаемости для таких кейсов строится на том, что при увеличении ходимости шин снижаются расходы на их замену за период. Для этого важно фиксировать изменения показателей ходимости на старте и в конце проекта, иметь статистику по среднему пробегу самосвала за год, а также знать стоимость шин.

На нашем конкретном примере математика получилась следующая:

• Средняя ходимость шины на старте – 83 тысячи километров, спустя 6 месяцев после реализации мероприятий – 91 тысяча;
• Средний годовой пробег самосвала – 116 тысяч километров;
• Цена шины – 825 тысяч рублей;
• Стоимость шины в расчете на 1 тыс.км эксплуатации на старте – 9 940 рублей, спустя 6 месяцев после реализации мероприятий – 8 967 рублей (экономия – 973 рубля);
• Общая экономия расходов на шины от реализации мероприятий (полный год проекта еще не закончен) – 40,6 млн рублей в год или около 3,4 млн в месяц.

После полного года проекта цифра скорректируется, но скорее всего положительный эффект будет даже несколько выше.

Данный проект мы делаем по сервисной модели, когда заказчик платит фиксированную ежемесячную абонентскую плату, в которую входят программное обеспечение, консалтинг, саппорт и незначительная кастомизация.

В конце – 3 ключевых шага для того, чтобы увеличить ходимость шин карьерных самосвалов:

• Поставьте датчики давления шин. Если уже стоят – интегрируйте их в общую систему диспетчеризации;
• Внедрите инструменты онлайн-контроля подкачек, перегрузов, истории и специфики перемещений шин;
• Дайте доступ к системе всем ответственным лицам и автоматизируйте получение уведомлений о ключевых событиях (изменение давления, температуры, перегрузы).

PS: В ходе проекта мы с клиентом разобрались с ночными подкачками – выяснили, почему в отчетах их было больше, чем днем. Оказалось, что никаких подкачек по факту не было. Часть водителей просто спали, а в отчетах проставляли «технический простой. подкачка шин».